2022 Смоленск
2022 Смоленск
У жены на работе предложили съездить в Смоленск на четыре дня. Почему бы нет? Автобусом туда и обратно. И там каждый день экскурсии на том же самом автобусе. Всё, кроме ужинов включено.
Компания хорошая, кроме того, не возбранялось приглашать друзей-приятелей.
Хоть и не корректно будет сравнивать с предыдущими поездками, тут уместнее было бы съездить на Чёрное море и тогда уже сравнивать. Но удержаться будет невозможно, хотя бы иногда.
Отдельной заманкой было посещение усадьбы Ореховно в Псковской области. Вообще таких названий в стране немало, и даже на Псковщине их несколько. Но это особенное. Расположено на самой южной границе, и просто так взять и съездить одним днём как-то трудно решиться. А тут такая оказия.
Стартовали-поехали. Вот на этом экипаже.
Едем мимо Луги, мимо Пскова и сворачиваем на юг. Дороги всякие-разные. Есть и очень хорошие, а есть - так себе. В трещинках-заплатах и, что является, кажется, национальной особенностью, даже гладкие дороги умудряются делать волнистыми, так что, поклонникам морской болезни ездить не стоит.
Прибываем в Ореховно.
Автор и хозяин - Александр Гривко, теперь уже известный ландшафтный архитектор.
Когда-то провёл здесь детство, его матушка, влюблённая в родные псковские пейзажи, передала эту любовь сыну. Уже став известным и востребованным (и у нас, и "там") специалистом, захотел построить для матери дом и разбить сад, осуществить её мечту, но не успел...
Но в память о матери намерение не оставил. В результате пять гектаров заброшенных огородов на склонах, окружающих речушку Ореховницу, превратились в совершенно уникальный и единственный в стране европейский парк-сад, внесённый в список Great Gardens of the World.
На участке есть и несколько зданий. Миниатюрный замок, хозяйственные постройки, теплица.
Сад представляет несколько фрагментов-образцов стилей, итальянского, английского, французского и русского. Дорожки, беседки, мостики, гроты, фонтанчики.
Ещё одной особенностью был отказ от использования каких-либо экзотический растений. Только то, что может расти в этой полосе и зимовать без экстраординарных мер.
Не буду расписывать и раскладывать по полочкам. Давайте просто побродим и посмотрим. Что-то может даже повторяться, неважно, фотографировал, что ляжет в глаз.
Будет очень много картинок, почти ничего не сокращал, рука не поднималась.
Немного прозы.
Не надоело ещё? Нет? Идём дальше.
И закончим тем, с чего начали.
Ходить-бродить тут можно бесконечно, объём карты памяти большой, запасные аккумуляторы есть, но пора двигаться дальше.
Эта усадьба - место паломничества свадебных компаний с фотографами и видеооператорами. Нам не попалось, даже не знаю, хорошо это или плохо.
А вот тут проехал, кажется, не-трамвай.
Дальше повезли обедать. На развилке на Старую Руссу заправочный во всех смыслах комплекс. К нашему приезду выделили зал, быстро обслужили. Не так быстро, как в фильме "Вокзал для двоих", но ассоциации возникли. Еда более чем приемлемая.
К Смоленску подъезжали уже в темноте. Поселили нас в гостинице "Дворянское гнездо" на окраине города. Не знаю, как в прежние времена гнездились дворяне, но показалось, что тут какой-то подвох...
Групповод наша почти всю дорогу что-то рассказывала, и в общем-то довольно интересно. Касалась и истории мест, которые проезжали, и как прежде путешествовали в этих краях. На подступах к гостинице предупредила, что нужно будет сдать паспорта для какой-то надобности, поклялась, что ни кредитов, ни дарственных оформлено не будет.
Ну, вот, сворачиваем с шоссе. И тут за окном пошёл странноватый пейзаж, то-ли садоводство, то-ли фермы... И тут припомнили про сдачу паспортов, посыпались вопросы. Паспорта отберут, а дальше? Хорошо, если в секс-рабство (учитывая пенсионный возраст большинства), а если до осени на грядках спину гнуть?
Но как-то куда-то вырулили, привели в гнездо, раздали ключи.
Номера вот такие, без затей. Для скромных дворян.
Из явных проколов - розетки за спинками кроватей и отсутствие ночничков. И странности душа. Два вентиля, холодный и горячий (сначала даже показалось, что холодный и очень холодный, но потом потеплело). Без обозначений. И, в первый раз такое вижу - с разными направлениями открыто-закрыто. Увлекательнейшее занятие "угадай, какой станет вода, когда повернёшь крантик!" И к этому чудовищный напор, хоть машину мой. Даже поискал на смесителе, нет ли надписи "Керхер".
На ужин собрались в один номер своей компанией. У нас собой было.
Утром поглядели снаружи.
Завтрак вполне обычный, но без жаренного бекона. Очень неудачное размещение кормушек. Как расчёска. Нужно заходить в тупиковые проходы, а сзади уже голодные рвутся, приходится прорываться обратно.
На территории несколько корпусов, и явно есть более комфортабельные, но, естественно, за другие деньги.
Интересный элемент оформления. Прям Мулен-Руж какой-то. И в Смоленске не единственный.
Погода неопределённая, пойдёт дождь - не пойдёт...
Грузимся в автобус и едем в Талашкино.
Последний раз редактировалось: homealexander (Пн 20 Июн 2022, 13:00), всего редактировалось 2 раз(а)
homealexander- Сообщения : 343
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 поставил(а) лайк
Re: 2022 Смоленск
Всё до сих пор показанное фотографировалось по одному единственному принципу: здесь и сейчас. Поиск иного времени суток, погоды, освещения и зачастую даже точки съёмки не предполагается. Нет такой возможности.
А насколько это может повлиять на результат, могу проиллюстрировать.
Гуляя по парку, совершенно случайно сделал две почти одинаковые фотографии. Сейчас это обнаружил. Тихо порадовался своей стабильности. Чуть разные точки съёмки и чуть разная кадрировка. Но сейчас не об этом. Разница во времени - чуть меньше сорока минут. А вот освещение - очень отличается, не столько направление солнца, сколько облака. И на всякий случай - экспозиционные параметры, выдержка-диафрагма, чувствительность - одинаковые. Никакой обработки (как и везде, за редчайшими исключениями) нет.
Вот смотрите, какой больше нравится?
homealexander- Сообщения : 343
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 поставил(а) лайк
Re: 2022 Смоленск
Талашкино и хутор Флёново неподалёку неразрывно связаны с Марией Клавдиевной Тенишевой. Княгиня, высокообразованная. Художница, певица, коллекционер, меценатка, педагог, патриотка, наконец. И многое ещё. Оставила большой след в культуре и образовании России. Оставила бы больший, если бы не революция. Очень почитаема в Смоленске. Есть улица её имени, экспозиции в музеях и картинной галерее, посвящённые ей, памятники в Смоленске и Флёнове. Устраиваются Тенишевские чтения.
И не только Смоленск. Художественная студия и Тенишевское училище в Петербурге, ремесленное училище в Бежице. Собранные ею коллекции акварелей русских художников переданы в дар Государственному Русскому музею. Разумеется, всё это не в одиночку. Без мужа, князя Тенишева и близкого круга единомышленников, в котором и учёные, и художники, и музыканты, всего бы этого не случилось.
Биографию излагать не буду. Только несколько моментов.
Удивительная женщина. Перед ней открывались любые возможности, хоть на оперной сцене, хоть в искусстве. Её усилиями было восстановлено эмалевое дело, возрождена "выемчатая" эмаль. Но кажется, не это привлекало Марию Клавдиевну. Она была настоящей патриоткой, и её стремления были связаны с будущим России.
Тенишева была патриоткой деятельной, будущее России, в её понимании, - в людях, которых нужно вырастить и воспитать. И на хуторе Флёново была открыта школа, куда нас и привезли на экскурсию. Педагогика Марии Клавдиевны не была абстрактным экспериментом. Она хотела готовить специалистов сельского, в первую очередь, хозяйства под Столыпинские реформы. Но что-то пошло не так.
Ладно, хватит исторических справок, их легче найти в интернете. И не столь сумбурные.
На подступах к школе встречает церковь, неожиданно появляющаяся в просеке на склоне холма.
Лужайка перед школой с таким вот домашним памятником Тенишевой.
По краям лужайки вот такие почти аутентичные артефакты (во, какие слова знаю).
И само здание школы.
Нам очень повезло с экскурсоводом. Видно было, что человек этим просто живёт. Не уверен, что финансирование музея покрывает все потребности, и если бы не энтузиазм и горение таких людей, всё было бы иначе.
Мы посидели в классе за настоящими партами.
Посмотрели "учебные пособия".
В углу на заднем плане - образцы вышивки по уникальной технологии. И с лицевой, и с изнанки - рисунок одинаковый! Когда-то этому учили крестьянских детей.
И распорядок дня:
Педагогический метод Тенишевой был прост и очевиден (так кажется сейчас). Не впихивать во всех детей одинаковый набор знаний и навыков, а выявлять, кто к чему способен и имеет интерес. И учебный процесс строить индивидуально. Но при этом именно индивидуального обучения и не было. Детей не загоняли в класс всех сразу. Уже тогда знали, что учитель не может полноценно заниматься с детьми, если их будет больше десяти. Поэтому учащиеся одного класса в одно время занимались разным. Кто в классе математикой, кто в мастерских ремеслом, кто чтением и т. д. И с одними больше занимались науками, с другими - другим. И это в пределах одного класса. Вроде бы часть методики обучения позаимствовал Макаренко. Но про него все знают, а про Тенишеву...
Занимались в школе и музыкой, и театром.
Удивительно, что в школу эту стремились отдать детей и из небедных семей. Купеческих и даже дворянских. Но брали не всех. Первыми на очереди были сироты (!), затем - бедные крестьяне, а состоятельные - по остаточному принципу. Надо понимать, что крестьяне в большинстве неохотно отдавали в школу. Рабочие руки нужны в хозяйстве, и в ряде случаев родителям даже оказывали помощь, особенно если ребёнок был способным. Преподаватели в школе были тоже не первые попавшиеся. Понятно, что такая система обучения не может быть внедрена повсеместно, просто нет такого количества подвижников. Но как ориентир, как образец... Кроме того, хоть это и непросто, можно попробовать выяснить судьбу выпускников. Экскурсовод говорила и называла какие-то фамилии. Где они, сгинули в революцию и гражданскую или отправились развивать народное хозяйство Франции или Германии... А может, кто-то и здесь остался...
Дети не просто проходили курс обучения. Самых способных отправляли учиться дальше, оплачивая все расходы. Совсем ни к чему не годных не отчисляли, а подбирали другие варианты. Одного хулигана и двоечника в итоге определили в ученики к цирюльнику, и через несколько лет у него был свой салон в Петербурге.
Ещё штрих к портрету Тенишевой. Писала в своих воспоминаниях:
«А что же случилось с верхами? С так называемыми образованными сословиями? Случилось то, что они дали нам ряд поколений, лишенных патриотизма и презрительно и недоброжелательно относящихся ко всему русскому. Русское общество веками понемногу теряло свое достоинство, стало стыдиться самого себя, и в наши дни у большинства окончательно исчезло сознание русской национальной идеи»
Там же про годы Первой мировой:
«А вот по сравнению с ними [купцами их детьми] крестьянин… Не зная даже слова „патриотизм“, он отдал родине все, что имел: своих сынов, свою последнюю скотину, свой посильный труд в лице копошащейся бабы с подростком на одинокой нивке, наконец, он отдал самое дорогое — свою жизнь!»
И ещё:
«Все эти либералы, социал-демократы и прочие — пустые краснобаи, не лучше других. Их громкие фразы о благе человечества лишь корка, под которой скрывалась обида неудачника или мелкая душонка, или все тот же карьеризм, в котором они обвиняли других. Я так часто видела, что слова их не сходились с делами… Усиленная пропаганда антимилитаризма, интернационализма и других „измов“ ослабила патриотический дух, вернее, уничтожила это вполне естественное чувство»
С новой властью не сложилось, и в 1919-м Мария Клавдиевна навсегда покинула Россию.
Дальше экскурсовод повела в церковь, которую видели на подходе.
Вышли из школы, а тут - вовсю приготовления к гуляньям. Завтра праздник - 12 июня.
Церковь, Храм Святого Духа, - очень необычная. Строилась и расписывалась с 1900 по 1915 год. Проект принадлежит художнику Сергею Малютину, основателю российской архитектурной фотографии Ивану Барщевскому и самой Марии Тенишевой. До сих пор спорят, чей вклад больше. Многие считают, что Тенишевой. Мозаика на фасаде и роспись интерьера (не сохранилась) сделаны Николаем Рерихом.
Изначально к проектированию привлекалось множество художников и архитекторов, даже был устроен конкурс. И какие художники! Репин, Васнецов, Коровин, Врубель, Рерих. И это ещё не всех перечислил. И кстати, домры и балалайки школьного оркестра народных инструментов были расписаны Васнецовым, Врубелем и другими художниками. За них предлагались огромные деньги, ни один не был продан. Сейчас - в разных музеях, четыре - во Флёнове.
Маленькое отступление. Наверное уже заметили моё трепетное отношение к букве "Ё"? Убеждён, что буква совершенно напрасно отодвинута. Из-за этого со временем исказились многие слова и особенно фамилии. Съехали ударения. Где-то попадалось, что Николай Рерих - на самом деле Рёрих. И не Рентгéн, а Рёнтген. И даже некоторые устойчивые выражения и идиомы потеряли смысл.
К примеру. Что значит "сбросить со счетóв"? Сразу представляется стопка этих самых счетóв, на которых что-то лежит. И раз - сбрасывают. На самом деле когда-то сбрасывали со счётов! Как? Очень просто. Счёты легко "обнуляются" одним движением, наклонили вбок - и всё сбросилось! С буквой Ё ещё столкнёмся дальше.
Рассказывая про церковь, экскурсовод много поведала о незавидной судьбе храма. По нему прошлась и революция с гражданской, и Великая отечественная. То, что он вообще уцелел - удивительно, ещё удивительней, что сохранилась оригинальная мозаика фасада, воссоздавать пришлось только нижнюю часть.
А вот от внутреннего убранства не сохранилось ничего, даже небольших фрагментов, так, отдельные цветные пятна. Остались только фотографии.
Экскурсовод (увы, не записал имя-фамилию) рассказывала, что ею самой и другими неравнодушными перекопаны все известные городские свалки всех эпох. Удалось найти только несколько осколков элементов декора. По ним реконструировано несколько плиток.
Своим отношением к своей работе она настолько заражает, что по окончании экскурсии несколько человек из группы (не знаю кто, и чем занимаются, не из музыкальной школы) обступили экскурсовода и о чём-то договаривались, не прислушивался, но вроде бы речь шла о приезде в Санкт-Петербург для разговоров-переговоров о чём-то.
И ещё перед этим была рассказана история, как года два назад, провела очередную экскурсию, а через несколько дней прозвучал телефонный звонок, и на том "конце провода" спросили, когда будет удобно принять фургончик с саженцами розовых кустов. А всего-навсего на экскурсии обмолвилась, что хотелось бы площадку перед храмом и спуск по просеке украсить белыми розами. Кто прислал, сколько это стоит, осталось неизвестным.
После школы и храма до отъезда было немного времени, можно было побродить, познакомиться с репертуаром палаток-лотков и вообще.
Попытались найти кофейку, но из всего предлагаемого ближе всего оказалась самогонка на меду. Сразу местные пейзажи заиграли по-другому.
Даже как-то ширь и простор образовались...
А публика всё прибывает, похоже, гуляния действительно народные предстоят. Некоторые уже сервируют пикник.
Когда пришли к автобусу, оказалось. что он уже плотно заставлен вновь прибывшими машинами. Но водителя это не остановило. Без лишних ёрзаний и суеты легко вырулил с сантиметровыми зазорами. Не устаёшь удивляться и восхищаться мастерству!
Дальше нам предстояла экскурсия по Смоленску. С новым экскурсоводом.
Наши города не такие древние, как европейские. И история Смоленска считается "всего лишь" с 863-го года. Спокойной никогда не была. Географическое положение Смоленска таково, что все, кто с запада шёл на Москву, проходили именно через него и проходили дважды, один раз "туда", другой - "обратно". Поэтому история Смоленска - в первую очередь военная. Сохранились большие фрагменты крепостных стен и башен петровских времён и множество памятников - монументов - мемориалов.
Смоленцы (смоляне?) гордятся своими великими земляками. Тенишевой, Глинкой, Пржевальским, Твардовским, Гагариным, Коненковым (который оказался Конёнковым - привет от буквы Ё) и многими ещё.
Вот памятник Твардовскому и Тёркину, говорят, Тёркин очень похож на Гагарина, что ж, земляки, а может, и родственники...
В строительстве крепости принимали участие итальянцы, что вполне заметно. Что зубец, то - стрелец.
Местная Эйва.
Монумент 1812 года. Аллегорически изображены Наполеон (лезет на скалу) и Кутузов с Багратионом, орлы-мужчины. Один прямо, другой - в обход.
Собирались пройти дальше вдоль стены к захоронениям разных героев (сходство с кремлёвской стеной внешним видом не ограничивается), но тут пошёл дождь. Вернулись в автобус и поехали искать, где дождя нет.
Дождя не оказалось в окрестностях Успенского собора, главного смоленского храма. Город очень холмистый, говорят - на семи холмах. Для собора выбрали наиболее живописный и открытый со всех сторон.
Подвезли почти ко входу, отсюда и начнём осматривать.
Владимир Мономах.
Вид на собор от памятника.
Панорама двора.
Какое-то здание.
Колокольня.
Никто ничего не замечает?
Жёлтое здание, как бы это... кривоватое какое-то, колокольня, прямо скажем, низенькая, аж часы сползли вбок. И сам собор... А что с куполами-главами? Где? То есть, они есть, только... размерчик не тот...
Оказалось, строители не учли... Много чего не учли, и здание начало сползать с холма. Склон укрепили (и сейчас продолжают), а колокольню пришлось секвестировать. И главы-купола предельно облегчить, вроде бы даже деревянные.
Выходим за ограду и - на край холма, отсюда вид открывается...
Пройдём внутрь.
Довольно красивая золочёная резьба, без вычурности.
Выходим наружу. Тут кто-то хотел взять языка, но не сдюжил...
Спускаемся на площадь.
К памятнику Кутузову.
Отсюда собор выглядит лучше всего.
Дальше перемещаемся в Лопатинский сад. Посвящён всё той же теме. Военная история.
А встречают нас вот такие существа:
Очень похоже на траву, но что-то искусственное.
Центр притяжения - монумент защитникам Смоленска. В обрамлении старинных пушек.
Вроде бы советская власть хотела его снести, но оказалось, что в революционные времена там захоронили смоленских революционеров (из группы спросили: "Всех?"), поэтому памятник уцелел. А после перестройки вернули декор.
В остальном парк - обычное место отдыха. Есть и "замочные" деревья.
Довольно интересные "фонарные столбы", выполняющие самые разные функции.
Вполне классические гроты.
Снова фонарный столб, теперь - музыкант.
У водоёмов водятся птички.
А местным уткам, кажется, уже лень самим плавать.
Опять надвигаются тучи. Единственный плюс - монумент Софийского полка стал смотреться выигрышней.
А так было полчаса назад, при солнечно-облачной погоде.
Выходим из сада. В Смоленске - довольно много очень симпатичных зданий. И поддерживаются в хорошем состоянии. Вот, например:
А теперь нас везут обедать. В харчевню с неожиданным названием "Мандариновый гусь".
Такой вот декор мандаринового цвета. Есть ли что-то гусиное, выяснить не удалось. А снаружи вот так. И опять Мулен-Руж.
А дальше нас отпустили в свободное плавание. И либо до 19:00 вернуться к автобусу, либо добираться самостоятельно.
Пошли прогуляться в сад Блонье. Там есть памятник Глинке (мы же музыканты).
Очень занятное украшение.
И сам памятник. В ограде присутствуют ноты, причём не абстрактные, а вполне себе фрагменты произведений.
А дальше пришла нам мысль пойти на набережную. Ведь в каждом городе на реке должна быть. И там бывают кафешки и прочие приятные вещи.
Немножко вернусь назад. При знакомстве со Смоленском ждало меня одно потрясение. Вроде бы в географии не самый серый и тупой. Но! Впервые услышал, что Смоленск стоит на... Днепре! Про Смоленск знаю давно и про Днепр тоже. Но никогда и нигде эти два слова не встречались в одной фразе!
Итак, выходим.
Противоположный берег явно обитаемый. но совершенно дикий. Набережная только с этой стороны.
Сзади подпирает стена крепости. Кстати, тут её никогда не называют кремлём.
Снова памятник Мономаху.
Довольно красивый вид.
А кафешек - нет! Совсем! И никогда не было!
Решили, что ж, пройдёмся до конца набережной и свернём обратно в город.
Как мы ошиблись! Смоленск имеет странные и непредсказуемые очертания. Вот, вроде бы только что спустились, прошли метров триста, сворачиваем, а города там нет. Есть шоссе. Навигатор показывает, что если пойдём по нему, то, описав широкую дугу, километра через полтора-два попадём обратно в центр. Других путей нет. И пошли бы, и дошли. Но тут уже какое-то время накрапывавший дождик окончательно превратился в ливень. А в холмистой местности это - страшная штука. Через пять минут вокруг мчались потоки. Единственный выход - найти относительно незатопляемое местечко и вызывать такси. Что и сделали, и через полчаса были уже в гостинице.
По дороге узнали от таксиста, что кафешек на набережной нет, потому что там никого не бывает. Что Днепр летом иногда почти совсем пересыхает, а в детских воспоминаниях был даже судоходным. Что жить в Смоленске можно, но...
Вечер провели по вчерашней схеме. Жизнь наладилась.
homealexander- Сообщения : 343
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 и lapiko поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
«Попытались найти кофейку, но из всего предлагаемого ближе всего оказалась самогонка на меду. Сразу местные пейзажи заиграли по-другому.»
"Нам очень повезло с экскурсоводом. Видно было, что человек этим просто живёт."
Всё на энтузиазме таких «горящих» своим делом людей и держится. Интересно, долго ли ещё продержится?
alenka2003- Сообщения : 298
Дата регистрации : 2022-02-22
Возраст : 49
Откуда : Ufa
homealexander поставил(а) лайк
Re: 2022 Смоленск
Думаю, продержится. Такие люди редко идут в одиночку. Всегда ищут и притягивают единомышленников-последователей, кто пойдёт дальше и продолжит. Но даже и без этого. Если спуститься на землю, то обнаруживается, что подобные места сейчас - перспективные туристические объекты, и в том или ином виде будут поддерживаться и развиваться. А уж будет оно сверкать и переливаться... Рано или поздно появятся новые люди, которые раздуют огонь...alenka2003 пишет:
Всё на энтузиазме таких «горящих» своим делом людей и держится. Интересно, долго ли ещё продержится?
homealexander- Сообщения : 343
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 поставил(а) лайк
Re: 2022 Смоленск
Такая вот штука. Снятое с одной точки если и не совсем разное, то настроение отличается. Что уж говорить, если меняем точку и направление?alenka2003 пишет:не смогла выбрать какая мне больше нравится. Они ведь совсем разные
Не в качестве урока, так, пример.
Первый снимок.
Делаем несколько шагов вправо на асфальтовую дорожку. Чуть меняем направление влево и уменьшаем угол.
Сходим с асфальта ещё правее, направление тоже правее и сужаем поле зрения.
Теперь немного вперёд и расширяем угол зрения.
Итого четыре на первый взгляд разные картинки почти не сходя с места.
А ещё можно примерно оттуда же раскрутить панораму.
Такой вот мы, фотографы, хитрый народ.
homealexander- Сообщения : 343
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 и lapiko поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
Я хотя и мало понимаю в фотографии, но фотографирую очень часто. И тоже, как и ты, просматривая позже свои снимки, обнаруживаю что-то подобное .
alenka2003- Сообщения : 298
Дата регистрации : 2022-02-22
Возраст : 49
Откуда : Ufa
homealexander и lapiko поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
Воот! Хорошая картина, фотография, рисунок подчиняются определённым законам. Композиции, перспективы и прочим-разным. Можно скрупулёзно изучить и вызубрить. И каждый раз перед нажатием на спуск заниматься замерами и вычислениями. А можно довериться интуиции, просто глядя в дырочку или на дисплей построить картинку, которая нравится. Наш мозг почему-то знает все эти законы, и если ему не мешать, а лучше чуть-чуть помогать, сам разберётся. А потом, взяв готовую фотографию и линейку, вдруг с удивлением обнаруживаем даже в незатейливых, но приятных глазу снимках, и золотое сечение, и правило "двух третей", и "отскок" взгляда от границы кадра обратно к смысловому центру и прочая, и прочая.alenka2003 пишет:просматривая позже свои снимки, обнаруживаю что-то подобное .
Но, но, но! Самые интересные снимки получаются при сознательном нарушении законов! Но это тонкая штука. Удаётся редко и не всем.
homealexander- Сообщения : 343
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 и lapiko поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
Чувство композиции у тебя совершенное, недаром и кадры одинаковые бывают в одном и том же месте. Ты там задал вопрос, какой кадр больше нравится - первый или второй - мне больше понравился второй, в нем больше солнца.
Вообще средне-русские пейзажи, литовские, украинские и белорусские - это невероятная, всецело захватывающая, заманивающая красота. Эта свежая, не выжженная солнцем зелень, сочная и густая - такого на югах не увидишь. Там, конечно, свои прелести - причудливые формы, множество цветов, но всё же мне ближе наш пейзаж.
Что же касается парка, то архитектору, конечно, браво! Он имеет свой интересный почерк, и не удивительно, что его куда-то там пригласили - ты там туманно намекнул на это. Кстати, хотелось бы узнать, куда именно.
Теперь про «скромных дворян». Если бы дворяне прошлых веков поселились в этом номере с душевой кабинкой и электрическим светом - они считали бы свою гостиницу верхом совершенства. Пушкин, как известно, умывался с помощью тазика и кувшина.
Мулен-Руж очень даже мулен-ружный! Прямо захотелось туда войти и посмотреть канкан. Кстати, задумалась - почему этих фривольных поплясушек никогда не было в России-матушке? А уж ежели и появились девушки с практически оголёнными ногами - то сразу русский балет, трепетная Одетта... Может, у нас некое целомудрие в ДНК заложено? И может быть, поэтому мы не ведёмся на всю эту ЛГБТ-повестку?
Мария Тенишева. Прям до слёз - про таких людей читать. Спасибо, что не ограничился двумя словами, а рассказал подробно об этой удивительной женщине! Это действительно деятельный патриотизм, я бы даже сказала, гуманизм.
Храм. Не видела никогда ничего подобного - очень впечатляет. А уж хороший экскурсовод - это вообще великое дело. И энтузиасты - тоже важный элемент в сохранении сокровищ нашей культуры, которая всегда финансируется по остаточному принципу. Но эти люди имеют больше, чем деньги.
Кутузов - красавец! Настоящий орёл!
Фонарь-музыкант тронул моё сердце…
В общем, спасибо за путешествие!
lapiko- Сообщения : 144
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 и homealexander поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
А-а-а-а! Стало быть, раньше портил??!!lapiko пишет:решил не портить её комментариями
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
В общем, спасибо за путешествие!
И путешествие ещё не окончено, ещё два дня.
homealexander- Сообщения : 343
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 и lapiko поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
lapiko- Сообщения : 144
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 и homealexander поставили лайк
homealexander- Сообщения : 343
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 и lapiko поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
Следующий день - имение М. И. Глинки в Новоспасском. Красивое название. А вообще, во время поездки волей-неволей обращаешь внимание на названия населённых пунктов. И чем дальше от крупных городов, тем они затейливее. Вот только по маршруту через Псковскую и Смоленскую область зацепилось:
Большая Ящера
Мараморочка
Глоты
Стремутка
Зарезница
Волки-Коровье село
Решеты (прям Уральские пельмени)
Заходы (хочется ударение на "ы" и с акцентом)
Дед Кабан
Саксоны
Конец
А сколько ещё проскочило мимо. Конечно, можно поупражняться в остроумии и пофантазировать. Но скорее всего, смысл названий либо остался в прошлом, вместе с ушедшими словами, либо исказился и совсем обессмыслился.
Ещё больше зацепило другое. Очень много указателей населённых пунктов синего цвета (это значит, можно не снижать скорость). Проезжаешь знак начала, метров сто-триста и - знак окончания. А где деревня? Начинаешь присматриваться и обнаруживаешь среди разросшихся деревьев и кустов провалившиеся крыши, слепые окна и прочее. На карте есть, в реальности - уже нет... Грустно. А с другой стороны - естественный процесс, в других странах есть даже заброшенные города, и немаленькие.
Итак, Новоспасское. Заходим на территорию, вот и дом, вполне типичного обличья.
Территорию осмотрим позже.
А пока поглядим, где и как жил композитор. Сразу на входе попадается вот такое:
Что за птицы такие? Деньги едят? Прояснилось позднее.
Дом на самом деле не настоящий. То есть, настоящий, но построен заново. Благо, сохранилось очень много планов и рисунков. Так что, и сам дом и обстановка, за исключением всего нескольких предметов, никакого отношения к Глинке не имеют. Но всё подобрано исключительно тщательно, мебель и отделка - подлинные, той эпохи, максимально схожие с теми, что когда-то находились здесь.
Экскурсовод с интонациями и повадками отличницы, старательно выучившей урок. Но шаг влево-шаг вправо, а вопросы иногда задавали музыкальные педагоги, - начинает сбоить и подвисать...
Инструменты для рукоделия, чтобы обслуга не скучала долгими зимними вечерами.
Но даже для педагогов-музыкантов явилось неожиданностью (вот ведь однобокость образования), что Михаил Иванович вполне мог стать и художником. Сохранилось много рисунков и этюдов, а также мнения тогдашних живописцев. Вполне мог бы, но музыка звала...
И ещё оказалось, что Глинка на профессиональном уровне владел многими инструментами, не только фортепиано. Духовые, струнные (альт и виолончель). И даже колёсная лира.
Хотя, кажется, на последнем инструменте может играть кто угодно, у кого есть две руки. Одной крутить, другой - нажимать калабашки, стараясь чтобы было не очень противно.
(Фото колёсной лиры - пример использования поляризционного фильтра, позволившего значительно уменьшить блик витринного стекла).
Планировка дома - вполне обычная для того времени. Анфиладная, как в музее. Никакой приватности.
Инструмент, максимально соответствующий тому, которым пользовался Глинка.
Ноты издания того времени.
Зал для парадных обедов.
Биллиардная.
Спальня. Здесь как раз и находится большая часть оригинальных предметов, но, в основном, мелочи. Искали по всей стране...
На втором этаже - просторная зала, для приятного провождения времени.
И ещё одна.
А вот как раз те самые птицы, на корм которых собирались пожертвования. Канарейки. Тоже не оригинальные.
Тогда было модно держать певчих птиц. А запах... Сразу захотелось на волю.
Как всё-таки много зависит от экскурсовода. Кажется даже, что лучше бы уж совсем без него. Походили бы, поразглядывали, почитали.
Ну вот, сами дальше и пойдём.
Территрия вокруг дома - без затей и изысков, но очень приятная и уютная.
Совершенно оригинальный дуб, вот он точно видел композитора.
Где-то там, за прудом и деревьями - река Десна.
Ну, а мы пойдём на выход, к Новоспасской церкви.
Её начали восстанавливать только в 1990-м.
Есть свободное время, интересно поглядеть на реку.
Возвращаемся в Смоленск. Обедаем и идём гулять, на сей раз - без дождя.
На бульваре попадаются весьма оригинальные урны.
Пройдёмся по уже знакомым местам.
Неожиданно выбираемся в "новую" часть города, с более привычными зданиями и... магазинами (нам было надо)
Завтра - последний день.
homealexander- Сообщения : 343
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 и Ирина поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
Ирина- Сообщения : 41
Дата регистрации : 2022-07-14
alenka2003 и homealexander поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
Добрый вечер! Это здорово!Ирина пишет:Добрый вечер, друзья! Я рада, что могу теперь...
homealexander- Сообщения : 343
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 и Ирина поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
Ирина- Сообщения : 41
Дата регистрации : 2022-07-14
alenka2003 и homealexander поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
Итак, последний день. С утра с вещами на выход. Предстоит ещё посещение усадьбы Пржевальского и дорога обратно в Санкт-Петербург.
В нашей стране эту фамилию знают, наверное, все. Даже те, кто ровным счётом ничего не слышал об этом человеке, его деятельности и достижениях. Благодаря словосочетанию "лошадь Пржевальского".
На самом деле заслуги Николая Михайловича перед отечественной и мировой наукой неизмеримо значительнее. Когда знакомишься ближе, даже оторопь берёт, как можно было успеть сделать столько всего за сорок девять лет жизни. При том, тем более, что местом его деятельности был не кабинет или лаборатория, а огромные труднодоступные пространства со зверским климатом и полным отсутствием "туристической инфраструктуры".
Но по порядку. Пока ехали по дороге к населённому пункту Пржевальское, где находится усадьба, групповод много рассказывала о том, что трудно найти в интернете - детстве, юности и вообще личной жизни. Так уж сложилась жизнь этого человека, что он всю её отдал делу, которому служил.
Происходил из старинного шляхецкого дворянского рода, на это указывает и фамилия.
Тяга к природе обнаружилась у Николая ещё в раннем детстве. Но своеобразно. Он потребовал игрушечное ружьё, стреляющее желудями. И уже с младых лет стал наносить урон окрестной фауне. Дальше - больше. И кто знает, что бы из этого вышло, если бы сразу по окончании гимназии не поступил унтер-офицером в Рязанский пехотный полк. Впоследствии окончил Николаевскую академию Генерального штаба. Для Пржевальского открывалась прекрасная возможность сделать военную карьеру. Но страсть его была в ином. Надо сказать, что, к чести военного ведомства, его не стали "вставлять" в правильное русло, а предоставили возможность (и финансирование!) заниматься науками. Сразу многими. Зоология, ботаника, география, климатология, гидрология, этнография и просто всем подряд, что имело какое-то отношение.
О личной жизни - её, можно сказать, не было. В чём причина, трудно сейчас судить. Известно только, что он был "маменькиным сынком", не в смысле подчинения и безволия, а всю жизнь хранил теснейшую привязанность. Имело ли это какое-то влияние на отсутствие собственной семьи, неизвестно. Аскетом Николай Михайлович, вроде бы, не был. По некоторым сведениям, у соседки-помещицы родилась дочь от Пржевальского, но, как сказала групповод, "близкие отношения не сложились".
Погиб Николай Михайлович в экспедиции, нелепо и обидно. Глотнул воды из речки во время купания.
Не стану расписывать путешествия и научную деятельность. Если бы его именем называли всё, что он открыл и первым описал, то это были бы не только лошадь, а горные массивы, реки, пустыни и чуть ли не страны.
Да и что лошадь. Вот только те, кто официально носит фамилию Пржевальского:
- пеструшка Пржевальского
- песчанка Пржевальского
- поползень Пржевальского
- сцинковый геккон Пржевальского
- бабочка-сатирида (Hyponephene przewalskyi)
Ещё несколько видов растений. И таки горный хребет, ледник, два пика в Тянь-Шане, горы в Приморском крае, пещера...
Ну, вот и подъезжаем. Пока ждали согласования с местными экскурсоводами, привезли нас на берег озера Сапшо.
Сказали, что тут можно будет выкупаться после экскурсии. Главное, не мусорить.
Ну, вот, всё утрясли, идём в усадьбу.
В отличии от дома в усадьбе Глинки это здание - подлинное. На удивление хорошо сохранилось и поддерживается в кондиции. И самое удивительное, так же подлинными являются и обстановка, и личные вещи. Объяснили экскурсоводы, применив интересный эвфемизм. Дескать, местные крестьяне бережно сохранили... Ну да, ну да. Во все времена во всех странах крестьяне с удовольствием сохраняли господское добро во время общественно-экономических катаклизмов. Здесь, видимо, власти быстро спохватились.
Как бы там ни было, благодаря заботливым пейзанам мы можем сейчас видеть, где, как и в окружении каких вещей жил и работал великий учёный.
Понятно, что детское увлечение желудестрелом получило дальнейшее развитие. А что делать? Фото и видео тогда барахталось в пелёнках. Иных способов "запечатлеть" ещё не было.
Говорили, что среди открытых и описанных видов животных много краснокнижных. Точил червячок, при такой скорострельности - не удивительно...
После музея было купание. Нас с энтузиазмом ждали местные комары, особо голодные и зверские. Наверное, тоже комары Пржевальского.
И ещё про лошадь. Открытая в 1878 году практически исчезла в дикой природе к середине прошлого века. В чистокровном виде сохранилась только в зоопарках и заповедниках. Усилиями нескольких государств, в том числе и России, ведутся работы в заповедниках по стабилизации и постепенному восстановлению численности. Несколько лошадок живут и поблизости от дома их крёстного.
Желающие могут потрогать, покормить. Упаси бог, хлебом. Только яблоки или морковь. Не полагаясь на совесть посетителей, "конюхи" раздают желающим мелко наструганное.
На этом экскурсионная часть поездки завершилась. Оставалось пообедать всё на той же развилке на Старую Руссу и - домой.
Поездка дала кроме всего прочего отчётливое ощущение и понимание, совершенно, впрочем, не оригинальное. Россия - это не только и не столько крупные города. Россия - это вот эта ширь и даль. Но почувствовать это можно только увидев своими глазами.
homealexander- Сообщения : 343
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 и Ирина поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
Вот это и интересно. Как сохранился в таком хорошем состоянии и дом, и личные вещи Пржевальского? Ведь под Смоленском летом и осенью 1941 г. велись ожесточённые бои с немцами. В результате которых было заторможено наступление гитлеровских армий на Москву и выиграно время для подготовки к обороне столицы.В отличии от дома в усадьбе Глинки это здание - подлинное. На удивление хорошо сохранилось и поддерживается в кондиции. И самое удивительное, так же подлинными являются и обстановка, и личные вещи. пишет:
alenka2003- Сообщения : 298
Дата регистрации : 2022-02-22
Возраст : 49
Откуда : Ufa
homealexander и Ирина поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
Увы, тут ошибся. Дом воссоздан по рисункам, описаниям и фотографиям. А вот про обстановку и личные вещи точно помню слова экскурсовода. Именно, что крестьяне "сохранили".alenka2003 пишет:
Вот это и интересно. Как сохранился в таком хорошем состоянии и дом, и личные вещи Пржевальского? Ведь под Смоленском летом и осенью 1941 г. велись ожесточённые бои с немцами. В результате которых было заторможено наступление гитлеровских армий на Москву и выиграно время для подготовки к обороне столицы.
Исправлять в тексте не буду. Пусть все узнают, что мне верить на слово нельзя.
homealexander- Сообщения : 343
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 и Ирина поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
Упоминая про Смоленский кремль (крепость), написал, что он - петровских времён. Потом усомнился и проверил. Оказалось - строился при Борисе Годунове в конце шестнадцатого века. А Пётр при чём? По приказу Петра Первого крепость была перестроена с целью повышения оборонных свойств, поскольку перестала отвечать требованиям. Пётр запомнился, поскольку экскурсовод рассказывала, что во время госприёмки не обошлось без казуса. Императору на глазок показалось, что ширина верхней части стены маловатая. И будто бы подрядчик забожился, что ничуть не бывало, кормилец, всё согласно техзаданию, широкая, хоть на тройке скачи... Зря он это сказал. И кому - Петру! Немедленно последовало распоряжение поднять на стену тройку в полной комплектации. В качестве подопытного, само собой, длинноязыкий. И вроде бы всё обошлось, ширины хватило. Как себя чувствовал после этого подрядчик и не потребовалась ли ему помощь психиатра, история умалчивает.
И второй момент. Помнится на пути нам попался памятник 1812 года. Аллегорический. Всё думалось, а в чём аллегория?
Мне видится так:
Россия - скала. На неё пытается вскарабкаться Наполеон. Видимо, рассчитывал на блиц-криг, поскольку о тёплой одежде не позаботился. Проще сказать, - лезет без штанов. Или даже вовсе задумал с Россией недоброе, так сказать, овладеть вознамерился.
Но - облом. Поджидали его. Двое. Тоже, чего таить, без штанов. Зато - орлы!
Вот как меня с эспумизана прёт (Шоу "Уральские пельмени")
homealexander- Сообщения : 343
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 и Ирина поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
alenka2003- Сообщения : 298
Дата регистрации : 2022-02-22
Возраст : 49
Откуда : Ufa
homealexander и Ирина поставили лайк
Re: 2022 Смоленск
Как тут не проверить? Не как Пётр, конечно, на тройке не скакал. Да и кто знает, может, раньше лошади были поуже, а нынешние бы не вместились.alenka2003 пишет:Всё проверил и убедился.
История с Петром Первым довольно показательная. Очень по-нашему. С одной стороны, император знал, с кем имеет, и каторжная натура подданных была ему хорошо известна. Что стоит - на кирпичик поуже сделать? И не заметно, и себе копеечка. Поэтому на время реконструкции всё капитальное строительство в округе было строжайше запрещено. С другой стороны - а что это за единица измерения ширины - тройка? И как с её помощью можно выявить недостающий кирпич? Ты возьми рулеточку или линеечку. Кирпичики посчитай...
Так что, не исключено, что и кирпичик спёрли, и проверку прошли. Хотя оступись какая лошадь... Правда и это бы ничего не доказывало.
А с древнеримским Наполеоном - другая история. Было интересно, как далеко может зайти стремление к реализму. Коней Клодта видели? Вооот!
homealexander- Сообщения : 343
Дата регистрации : 2022-02-22
alenka2003 и Ирина поставили лайк
» Выпуск 1 от 15.10.2022 г.
» Выпуск 2 от 22.10.2022 г. Дуэты.
» Выпуск 6 от 19.11.2022 г. Мюзиклы.
» Выпуск 3 от 29.10.2022 г. Мировое кино.
|
|